10 октября 2024 г. в Уфе состоялся семинар-совещание председателей советов судей судов и субъектов Приволжского федерального округа.
Открыл семинар-совещание председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов. Он подчеркнул, что достижение высокого уровня позитивной ответственности – фактор решения проблемы чрезмерной судебной нагрузки. В настоящее время судами рассматривается значительное количество бесспорных дел и мелких споров, которые являются экономически нецелесообразными и не имеют своей основой защиту права. При этом суды, по сути, лишены возможности напрямую противодействовать даже явно надуманным искам. Момотов В.В. отметил, что формального провозглашения необходимости ответственного и добросовестного отношения граждан к соблюдению правовых норм недостаточно. Далее в рамках семинара участники выступили с докладами на актуальные темы, касающиеся защиты прав граждан, цифровизации судебной системы и развития отечественного правосудия в целом.
Председатель Совета судей Чувашской Республики Шумилов Алексей Аркадьевич в своем выступлении рассказал о материально-техническом, организационно-правовом и кадровом обеспечении мировых судей, существующих проблемах и путях их решения. Он отметил, что достаточное материальное обеспечение деятельности судов является важным фактором и гарантией качественного правосудия.
В этой связи вопросы материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения мировых судей находятся под пристальным вниманием Совета судей Чувашской Республики.
Советом Судей Чувашской Республики в 2024 году проведено обобщение вопросов материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения мировых судей республики. Проблемы, возникающие в указанной сфере, в целом являются характерными и для других субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в данной сфере в республике осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (п. 1).
Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 2).
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период (п. 3).
Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением (п. 4). Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.
Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации (п. 5).
Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 6).
Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 7).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации (п. 1).
Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка (п. 4).
В соответствии со статьей 11 Закона Чувашской Республики от 03.03.2000 № 2 (ред. от 22.04.2023) «О мировых судьях Чувашской Республики» (принят Государственным Советом Чувашской Республики 17.02.2000) аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка (п. 1).
Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики исполнительным органом Чувашской Республики (далее – уполномоченный орган) (п. 2). Назначение на должность и освобождение от должности работника аппарата мирового судьи осуществляются уполномоченным органом по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется уполномоченным органом по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка (п. 3).
В силу ст. 11.1 данного Закона мировой судья и его аппарат размещаются в надлежащем для осуществления их деятельности помещении (здании), расположенном в доступном для населения месте, в границах территории административно-территориальной единицы (п. 1). Помещение (здание) для размещения мирового судьи и его аппарата должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иметь зал судебного заседания с сопутствующими помещениями, в том числе помещениями для участников судебного процесса (разбирательства), рабочее помещение для мирового судьи, помещение аппарата мирового судьи, обслуживающие помещения, помещения для лиц, содержащихся под стражей, и конвоя (п. 2). Обеспечение мирового судьи и его аппарата помещением (зданием) осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных и городских округов Чувашской Республики могут оказывать содействие в предоставлении помещений (зданий) для размещения мирового судьи и его аппарата (п. 3).
В соответствии со ст. 12 данного Закона под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (п. 1). Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Законом (п. 2). Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (п. 3).
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через Управление Судебного департамента в Чувашской Республике – Чувашии (п. 4).
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период (п. 4). В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» Совет судей Чувашской Республики взаимодействует с Кабинетом Министров Чувашской Республики при разработке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий Кабинет Министров Чувашской Республики прилагает к проекту республиканского бюджета Чувашской Республики предложения Совета судей Чувашской Республики вместе со своим заключением (п. 6).
Уменьшение размера средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Чувашской Республики.
Уменьшение размера средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей Чувашской Республики (п. 7).
В соответствии с Положением о Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2020 № 69, Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции (далее также – Госслужба) реализует от имени Чувашской Республики установленное Законом Чувашской Республики «О мировых судьях Чувашской Республики» организационное обеспечение деятельности мировых судей Чувашской Республики. Обобщение показало, что несмотря на то, что в 2023 – 2024 годах уменьшения размера средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей, не произошло, организационное обеспечение деятельности судебных участков Чувашской Республики не во всех случаях находится на должном уровне.
Проблемными вопросами материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности мировых судей Чувашской Республики являются, как и в целом по России, следующие: ненадлежащее размещение судебных участков, их оснащение архивными помещениями, системами и средствами охранной и пожарной сигнализации (некорректная работа, непроведение технического обслуживания системы автоматической охранной и пожарной сигнализации), недостаточно качественное содержание помещений и санитарно-технического оборудования, неполное финансирование оплаты почтовых услуг и доступа к сети Интернет.
На многих судебных участках республики требуется проведение различных видов ремонта, участки недостаточно обеспечены залами судебного заседания, санузлами, мебелью. Особенно остро стоит вопрос с архивными помещениями. Имеющихся помещений недостаточно для хранения дел, в результате чего дела хранятся в неподобающих условиях – в канцелярии, в коридорах, на подоконниках кабинетов. Не хватает металлических шкафов и стеллажей для хранения дел. Проблемным вопросом на судебных участках является уборка прилегающей к зданию территории. В зимний период уборка снега, его вывоз с территории ряда судебных участков вообще не производится.
Увеличение количества поступающих на судебные участки заявлений через систему «Электронное правосудие» в связи с введением электронного документооборота особо остро выявило проблемные вопросы обеспечения судебных участков республики оргтехникой, отвечающей современным требованиям (компьютеры, принтеры, копировальная техника), а также расходными материалами, канцелярскими товарами, в связи с чем возникает необходимость выделения дополнительной оргтехники (принтеров и ксероксов) для своевременного распечатывания поступающих документов. Нередки случаи поломки оргтехники, замена и ремонт которой затягивается на длительный период. Заявки на предоставление оргтехники, расходных материалов, мебели зачастую выполняются несвоевременно.
Отсутствие служебного автотранспорта для обеспечения перевозки мировых судей в соседний район в связи с отпуском либо отсутствием мирового судьи является еще одной нерешаемой проблемой. Управлением Судебного департамента в Чувашской Республике ввиду отсутствия законодательного урегулирования вопросов, связанных с возмещением расходов на проезд мировых судей к месту исполнения обязанностей отсутствующих мировых судей, такие расходы возмещаются в виде премии, выплачиваемой при наличии экономии фонда оплаты труда в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год. Инициатива Совета судей республики о включении указанных расходов в соответствующие статьи расходов на 2024–2025 годы не нашла поддержки у органов исполнительной власти республики и оставлена без удовлетворения.
Одной из главных проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей является кадровый вопрос. В настоящее время на 63 судебных участках республики штатная численность аппарата мирового судьи составляет 3 единицы, на пяти судебных участках штатная численность аппарата мирового судьи составляет 2 единицы. Кадровый состав работников на судебных участках нестабилен вследствие крайне низкого уровня заработной платы при большом объеме работы, высоком уровне ответственности и ограничениях, налагаемых статусом государственного гражданского служащего, в связи с чем на многих судебных участках республики имеются вакансии специалистов. А поскольку с 1 января 2023 года увеличилось денежное содержание работников аппаратов районных судов, то денежное содержание работников аппарата мировых судей стало существенно ниже денежного содержания работников аппаратов районных судов при сопоставимости служебной нагрузки, объема обязанностей и уровня ответственности. Данное обстоятельство является существенным препятствием для формирования штата аппарата мировых судей, приводит к тому, что в кадровом резерве Государственной службы Чувашии по делам юстиции лиц, желающих замещать вакантные должности на судебных участках, не имеется. Поэтому зачастую решение вопроса поиска специалиста на вакантную должность и комплектования штата аппарата ложится на мирового судью соответствующего судебного участка.
Кроме того, от работников аппарата мирового судьи поступают жалобы на непрозрачность выплачиваемого размера премии, поскольку только 4 критерия из 13, применяемых при расчете премии в соответствии с Положением о премировании, связаны с выполнением непосредственных обязанностей специалиста по обеспечению деятельности мирового судьи на судебном участке и уровнем судебной нагрузки.
Длительное наличие вакантных должностей в аппарате мирового судьи неизбежно влечет ухудшение качества отправления правосудия, нарушение сроков рассмотрения дел, изготовления процессуальных документов, исполнения судебных актов.
С учетом ежегодного увеличения количества рассматриваемых дел показатели служебной нагрузки мировых судей говорят о необходимости не только восстановления штатной численности аппарата мирового судьи до прежнего уровня (трёх единиц на каждом судебном участке), но и её увеличения путем введения дополнительно к имеющимся единицам должности помощника мирового судьи, а также специалиста-архивариуса (по крайней мере – несколько архивариусов для всех мировых судей республики).
Введение должностей помощников мировых судей соответствовало бы нормам действующего процессуального законодательства и напрямую способствовало бы созданию условий для качественного, скорого и эффективного осуществления правосудия, укрепления авторитета мировой юстиции.
Представляется, что решение возникающих перед мировой юстицией проблем материально-технического характера было бы намного более эффективным в случае передачи на законодательном уровне вопросов финансирования мировой юстиции в ведение федерального бюджета, что обеспечило бы равный доступ граждан к своевременному и качественному отправлению правосудия вне зависимости от уровня обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации.
При действующем нормативно-правовом регулировании представляется эффективным организовать взаимодействие по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей путем достижения соглашения о разграничении полномочий между органом исполнительной власти республики и органами Судебного департамента.
В Чувашской Республике в настоящее время такое взаимодействие осуществляется в соответствии с ранее подписанным соглашением между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации от 28.09.2017.
Письмом от 3 октября 2023 года № СДАП/1617 Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, являющимся стороной соглашения, рекомендовано Управлениям Судебного департамента субъектов федерации, в том числе Управлению Судебного департамента в Чувашской Республике, организовать проведение мероприятий по актуализации соглашений, заключенных ранее 2018 года. При этом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации разработано примерное соглашение, рекомендованное всем субъектам Российской Федерации для использования в работе.
Для реализации поставленной задачи Управлением Судебного департамента в Чувашской Республике письмом от 20.12.2023 № 01-24/2026 направлялся в адрес Главы Чувашской Республики для рассмотрения проект нового соглашения между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей Чувашской Республики.
Однако Государственной службой Чувашской Республики по делам юстиции какого-либо содействия в проведении мероприятий по актуализации соглашения о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей Чувашской Республики Управлению Судебного департамента в Чувашской Республике до настоящего времени оказано не было, и со ссылкой на несоответствие проекта Соглашения действующему законодательству письмом от 11.03.2024 № 07/04-2425 предложено взаимодействовать в рамках ранее подписанного соглашения от 28.09.2017.
Камнем преткновения при подписании соглашения являются вопросы финансирования служебных командировок мировых судей и расходов на изготовление мантий и служебного обмундирования для мировых судей, служебного обмундирования для сотрудников аппарата мировых судей. В связи с этим до настоящего времени проект Соглашения не подписан.
Между тем, учитывая, что Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации», а также Законом Чувашской Республики от 03.03.2000 № 2 «О мировых судьях Чувашской Республики» полномочия Государственной службы по делам юстиции Чувашской Республики и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в той части, какая касается деятельности мировых судей, определены лишь в самых общих чертах, а нормативно-правовое регулирование, устанавливающее единые нормативы и подходы к порядку организационного обеспечения деятельности мировых судей отсутствует, заключение подобного соглашения представляется особенно важным.
В предложенном Управлением Судебного департамента Чувашской Республики проекте соглашения (на основе типового соглашения) предусмотрена детализация полномочий Госслужбы в сфере решения вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей, в том числе организации и ведения кадровой работы в отношении работников аппаратов мировых судей, решения вопросов финансирования, в том числе планирования и исполнения бюджетных обязательств Чувашской Республики по обеспечению деятельности мировых судей, вопросов размещения мировых судей и их аппаратов, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, информатизации, взаимоотношений с ФГБУ ИАЦ Судебного департамента и его филиалом в Чувашской Республике, организации архивного дела, решения кадровых проблем.
Также подробно перечислены полномочия и компетенция Управления Судебного департамента в Чувашской Республике в части решения кадровых вопросов, финансирования и социального обеспечения деятельности мировых судей, информатизации, ведения судебной статистики, взаимодействия с Госслужбой и иными государственными органами по вопросам, касающимся организационного обеспечения деятельности мировых судей.
При таких обстоятельствах подписание соглашения, с нашей точки зрения, упорядочило бы взаимодействие государственных органов в части материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения судебных участков мировых судей, что в конечном итоге оказало бы положительное влияние на достижение целей функционирования мировой юстиции – эффективность, прозрачность и доступность правосудия. Прежнее соглашение, заключенное между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации от 28.09.2017, всем названным критериям по состоянию на сегодняшний день в полном объеме не отвечает.
В этой же связи следует добавить, что совместным письмом Совета Судей Российской Федерации от 15.05.2024 № С/СД-763 и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17.05.2024 № СД-ВА/873 председателям судов субъектов Российской Федерации предложено проработать совместно с высшими должностными лицами субъектов федерации и Советами судей субъектов федерации разработанные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации минимальные нормативы обеспечения деятельности мировых судей.
В указанных минимальных нормативах нашли отражение позиции по обеспечению мебелью и отдельными материально-техническими средствами (в том числе системами кондиционирования) кабинетов мировых судей, аппарата мировых судей, залов судебных заседаний, совещательных комнат, архивных помещений, комнат отдыха, помещений для охраны, конвоя, самого здания судебного участка; обеспечению мировых судей программно-техническими средствами; обеспечению автотранспортом, средствами связи; обеспечению мировых судей и аппарата судей мантиями и служебным обмундированием; обеспечению судебных участков мировых судей техническими системами безопасности и средствами защиты, в том числе первичными средствами пожаротушения; а также разработаны нормативы минимальных размеров площадей для размещения мировых судей и работников аппарата, в том числе служебных кабинетов судей и аппарата, архивных помещений, залов судебных заседаний, совещательных комнат, камер для подсудимых, уборных, санузлов и т.д.
Представляется, что утверждение в той или иной форме данных нормативов вкупе с заключением актуального Соглашения между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации не только создаст надлежащие условия для полного и независимого осуществления правосудия мировой юстицией, но и в конечном итоге предопределит базу для повышения его эффективности и доступности.
В этой связи 24 сентября 2024 года в адрес Главы Чувашской Республики направлено совместное письмо председателя Верховного Суда Чувашской Республики, начальника Управления Судебного департамента в Чувашской Республике, председателя Совета судей Чувашской Республики с изложением проблемных вопросов в сфере материально-технического, организационного и кадрового обеспечения мировой юстиции и предложениями по их разрешению.
Совет Судей Чувашской Республики держит обозначенные вопросы на постоянном контроле, проводит ежегодный мониторинг уровня обеспечения мировых судей, заслушивает руководителя профильной Госслужбы по итогам работы за год, принимая все возможные меры для оперативного решения возникающих в этой сфере проблем.
Следует отметить, что в результате взаимодействия с Государственной службой по делам юстиции Чувашской Республики в сентябре 2024 года из пяти проблемных судебных участков республики, на которых штатная численность аппарата мирового судьи составляла 2 единицы, количество сотрудников аппарата доведено до трех единиц на двух участках. Кроме того, в настоящее время Администрацией Главы Чувашской Республики по предложению Госслужбы в проекте Указа Главы Чувашской Республики о реестре должностей государственной гражданской службы предусмотрено введение должностей помощников мировых судей (документ находится на стадии согласования).
Работа в указанном направлении продолжается.
Опубликовано в журнале «Судебный вестник Чувашии» № 4-2024